Многоплановость профессии дирижёра

Роль и методы дирижёра в управлении оркестром и эволюция профессии

Роль руководителя оркестра, дирижёра многопланова. Помимо музыкального авторитета у музыкантов коллектива, лидерских качеств, дирижёр должен обладать ещё и множеством знаний, включающих психологию, менеджмент, всю палитру музыкальных знаний от теории до навыков игры на различных музыкальных инструментах, их строй, сильные и слабые места, эволюцию, диапазон и т.д. Кроме того, дирижёр должен обладать знаниями иностранных языков и хорошими человеческими качествами, быть строгим, но понимающим, ратовать за свой коллектив. Музыканты – тонко чувствующие люди, быстро распознающие всякую фальшь. И поэтому общение с коллективом должно осуществляться как бы на одной частоте. Если в начале XX века дирижёр воспринимался как некий авторитарный человек, тиран (примером может быть деятельность величайших дирижёров Херберта фон Караяна и Артуро Тосканини), то сегодня это уже невозможно. Соучастие и сомузыцирование являются главными аспектами достижения высоких художественных результатов.

Так же как и оркестр формировался из небольшого ядра музыкантов-исполнителей, так и дирижёр принимает известную сегодня функцию поэтапно. Его роль в оркестре трансформируется. Если на заре формирования во главе коллектива стоял лучший музыкант, зачастую композитор, играющий на клавесине или скрипке, то постепенно в связи с усложнением музыкального материала и увеличением состава участников руководитель должен был чаще отвлекаться от собственно исполнения партии на своём инструменте и следить корректировать игру других музыкантов, следить за соблюдением нюансов и и темпов.

Так постепенно выходит на сцену дирижёр, сперва управляющий ритмом с помощью смычка, а после взявший дирижёрскую палочку. Такой переход от управления-исполнительства на инструменте к чистому управлению связан с усложнением партитуры, выявлениями композиторами различных красок, оттенков, настроений, сложных для исполнения без руководящей воли одного человека. Необходимость его доказывает история.

Всем известная попытка создания оркестра без дирижёра, Персимфанс, в конце концов, ни к чему не привела, и оркестр просуществовал недолго, хотя, безусловно, в своём исполнении он достигал определённых исполнительских высот. Об этом в одной из своих книг пишет К.Кондрашин, непосредственно наблюдавший за становлением и расформированием этого оркестра.

 

Статьи

<