Деятельность выдающегося польского композитора

С 1840 года по 1858 год Монюшко жил и работал в Вильно.Вслед за первой пьесой появились ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». В этих сочинениях ощущалось влияние музыки горячо любимого им Шопена и, конечно, они были еще очень далеки от совершенства. К счастью, детские пьесы Кюи заинтересовали его учителя Дио, который счел необходимым показать их самому крупному и известному музыкальному авторитету в Вильно — Станиславу Монюшко.
Деятельность этого выдающегося польского композитора, младшего современника Шопена, оставила глубокий след в истории музыкальной культуры. Всему миру он известен как родоначальник польской национальной оперы. Ему же принадлежит заслуга в создании первых национальных оркестровых сочинений, в освоении богатств фольклора.
Творчество Монюшко (он написал пятнадцать опер, оркестровые, хоровые, фортепианные произведения, музыку к драматическим спектаклям, свыше четырехсот песен) еще при его жизни стало популярным в России, ценилось многими выдающимися деятелями русской культуры, в том числе М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским. Как и основоположники русской классической музыки, Монюшко понимал огромное значение народного творчества для создания подлинно национального музыкального искусства, стремился в различных жанрах выразить характер своего народа, создавал музыку доступную и близкую широким слоям слушателей.
С 1840 года по 1858 год Монюшко жил и работал в Вильно. В эти годы он написал несколько опер, в том числе знаменитую «Гальку» в двух редакциях, а также выступал как дирижер в концертах и в театре, играл на органе в одном из городских костелов, печатал статьи в местных газетах. Вокруг него постоянно собирались любители музыки, его ученики.
И конечно, он не мог отказать в просьбе Дио посмотреть композиторские опыты пятнадцатилетнего Цезаря. Несмотря на свою загруженность (большая семья требовала больших расходов, поэтому приходилось давать еще частные уроки игры на фортепиано), Монюшко, оценив большое дарование мальчика и зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься.
«Можно себе представить мой восторг: ведь Монюшко с его композиторским ореолом был богом в виленском музыкальном мире,— вспоминал впоследствии Кюи.— С трепетом я подходил к дверям его квартиры и целыми минутами решался дернуть за ручку звонка».
Под руководством Монюшко Цезарь изучал теорию музыки, решал задачи по генерал-басу и контрапункту, учился гармонизовать хоралы. Но, пожалуй, самым интересным и привлекательным для Кюи было сочинение к каждому уроку романса или небольшой пьесы для фортепиано, а иногда и

в стиле того композитора, произведения которого он слушал в концерте.
Вначале Монюшко занимался с Цезарем у себя дома, но так как там постоянно бывало много людей, отвлекавших от дела, учитель сам стал приходить к Кюи. «Он приходил, садился с сигарой (хорошей) во рту к фортепиано и начинал разбирать, наигрывать, а то и напевать написанное мною. Невозможно передать словами восторг 15-летнего мальчика, слушающего свое произведение в чужом исполнении, а тут еще в исполнении Монюшко. Это были минуты, уже более не повторившиеся в моей жизни. Огромное впечатление производило впоследствии первое исполнение на репетиции хора или оркестра, но тогда я был уже много старше, и впечатление не было таким жгучим, таким захватывающим. Подобные практические занятия считаю весьма полезными, они дают повод ко многим весьма ценным замечаниям»,— писал впоследствии композитор в автобиографических заметках.
Некоторые юношеские опусы Кюи сохранились до наших дней. 13 декабря 1850 года Цезарь завел большой нотный альбом (он хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде), куда вплоть до 31 декабря 1856 года четким каллиграфическим почерком, карандашом записывал свои вокальные и фортепианные пьесы. По сочинениям, вошедшим в альбом, конечно, было бы трудно предугадать дальнейший путь развития композиторского дарования Цезаря. Песни (некоторые из них написаны на слова А. Мицкевича и В. Гюго) и фортепианные пьесы (вальс, экспромты, Большой марш для фортепиано в четыре руки и другие) незатейливы, а порой и несколько неуклюжи, особенно в аккомпанементе. Но эти еще совершенно не зрелые юношеские произведения — свидетельства рождения композитора, чей творческий путь продолжался почти семьдесят лет.
Всего семь месяцев занимался Монюшко с Цезарем, но творческое общение с ним было очень плодотворным для художественного развития мальчика. Благодарность и признательность замечательному музыканту за его бескорыстие и доброту Цезарь Кюи сохранил на всю жизнь. (Интересно, что Ц. А. Кюи никогда не курил сам и не переносил запах табака. Исключением являлись только сигары, вероятно потому, что с юных лет они ассоциировались с обликом Монюшко, его дорогого учителя.)

 

Статьи