Композиторы-балакиревцы

Кружок, руководимый Балакиревым, никогда не был ни замкнутым, ни изолированным от других музыкально-общественных организаций и музыкантовНеобходимо отметить, что кружок, руководимый Балакиревым, никогда не был ни замкнутым, ни изолированным от других музыкально-общественных организаций и музыкантов, стоящих на иных художественно-творческих позициях, но так ЭК6) 1С Я. 1С и балакиревцы, преданных делу развития национальной музыкальной культуры. «Двери» кружка всегда оставались открытыми для всех, кому были дороги заветы Глинки и Даргомыжского, демократические идеалы «Новой русской музыкальной школы». В разное время в работе кружка принимали участие наряду с Балакиревым и его соратниками Николай Николаевич Лодыжен-ский, Николай Владимирович Щербачев, а также упоминавшийся Гуссаковский, вцоследствии по разным причинам отошедшие от занятий композиторским творчеством.
Стасов, сравнивая композиторов «Могучей кучки» с Робертом Шуманом и руководимой им «Новой музыкальной газетой», писал в 1894 году, что в содружестве немецких музыкантов «30-х и 40-х годов был всего один только настоящий талант — сам Шуман». Напротив, утверждал критик, «в петербургском товариществе 60—70-х годов было иначе : все пятеро были глубоко талантливы, и имена их навеки останутся золотыми на исторических скрижалях русской музыки. Насколько же такое товарищество целых пятерых вдохновенных юношей,— восклицал Стасов,— должно быть сильнее, могучее, насколько его обмен мыслей, его думы и стремления, его влияние на современников и потомство должны были оказаться более плодотворными и глубоко вескими для русской музыки и музыкантов!»
Композиторы-балакиревцы стремились в своих произведениях отразить историю родного народа, полную драматических коллизий, величайших побед и горьких поражений, стремились в своей музыке передать чувства простого человека, его стремления и чаяния. Они постоянно черпали в крестьянских песнях, бережно собираемых, подлинные народные интонации. Цезарь Антонович Кюи, вспоминая время становления музыкально-эстетических принципов « Новой русской музыкальной школы», писал: «Мы признавали равноправие музыки с текстом. Мы находили, что музыкальные формы должны соответствовать поэтическим формам и не должны их искажать, а поэтому повторения слов, стихов, а тем более вставки недопустимы… Оперные формы самые свободные и разнообразные, начиная с речитатива, чаще всего мелодического, и песни с повторяющимися строфами и кончая номерами с широким симфоническим развитием. Все зависит от сюжета, планировки либретто и текста либретто».
Несмотря на то что все члены содружества находились под сильнейшим художественным влиянием Балакирева, под воздействием его удивительно яркой и значительной личности, индивидуальность каждого из них не только не потерялась, но и раскрылась в полной мере, засверкав совершенно новыми красками. Имея общие идейно-нравственные убеждения, единые цели, взаимо-влияя друг на друга в творческих вопросах, они создавали сочинения, глубоко оригинальные как по форме, так и по содержанию и использованию музыкально-выразительных средств и приемов. Их общие идейно-художественные принципы претворялись в творчестве в зависимости от своеобразия таланта, особенностей личности, мышления, характера, способностей.

 

Статьи

<