Премьера оперы Кюи

Начались репетиции оперы, проходившие под руководством Эдуарда Францевича НаправникаНачались репетиции оперы, проходившие под руководством Эдуарда Францевича Направника, в то время молодого дирижера, самостоятельно поставившего только одну-единственную (и то собственную) оперу «Нижегородцы». Как отмечал Кюи, он отнесся к разучиванию и постановке «Вильяма Ратклифа» «с редким умением, талантом и добросовестностью».
14 февраля 1869 года в бенефис Дарьи Михайловны Леоновой, замечательной русской певицы, активной пропагандистки произведений отечественных композиторов, состоялась премьера оперы в Мариинском театре. В партии Ратклифа выступил И. А. Мельников, Марию пела Ю. Ф. Платонова. В остальных ролях выступили: Д. М. Леонова (Маргарета), В. И. Васильев (Мак-Грегор), Ф. К. Никольский (Дуглас), П. П. Булахов (Лес-лей).
«До сих пор,— писал в 1909 году композитор,— с чувством глубокой признательности вспоминаю о тогдашних моих исполнителях: Платоновой — талантливой и изящной Марии; Леоновой — мрачной и зловещей Маргарете; Мельникове (Ратклиф), молодом, тогда начинавшем артисте; Васильеве 1-м (Мак-Грегор), Никольском (Дуглас), с их могучими голосами; Булахове (Леслей), Са-риотти (Робин), типичных в их полукомических ролях».
Премьера оперы прошла с большим успехом. Музыка Кюи, постановка спектакля и исполнение артистов были тепло приняты публикой, до отказа заполнившей театр. После первого и третьего действий композитор под сильные и продолжительные аплодисменты большей части зрителей несколько раз раскланивался из ложи (военным не полагалось выходить на сцену).
Однако не все присутствовавшие на премьере встретили новую оперу с сочувствием. В зале находилось немало противников музыкального направления балакиревского кружка. Композитор вспоминал впоследствии, что рядом с директорской ложей, где он находился, сидели люди, которые каждый раз его ошикивали. Сам Кюи объяснял такое поведение части слушателей их реакцией на его критическую деятельность, на его бескомпромиссную борьбу с засильем в России итальянской оперы, поклонников которой в то время среди русской публики было немало.
Несмотря на явный успех первого представления «Вильяма Ратклифа» на Мариинской сцене, большинство петербургских газет встретило новое произведение Кюи довольно враждебно. Особенно распалились страсти после публикации в «Санкт-Петербургских ведомостях» (21 февраля 1869 года) большой статьи Н. А. Римского-Корсакова, содержащей глубокий анализ новой оперы и оценивавшей ее как «произведение весьма замечательное, которое займет в искусстве свое место, как и »Русалка» Даргомыжского, после „Руслана» и „Жизни за царя», а от таланта г. Кюи мы можем ждать еще много нового и прекрасного».
Римский-Корсаков высоко оценивал стилистические достоинства музыки Кюи, в частности «хорошо очерченные характеры действующих лиц». Он даже преувеличенно-полемически утверждал, что музыкальную драму необходимо создавать так, как это сделал Кюи в одной из действительно лучших сцен оперы — в сцене у Черного камня и в конце третьего действия.
Однако многие столичные газеты напечатали рецензии, в которых новая опера оценивалась не только отрицательно, но порой и просто издевательски-насмешливо. Так, газета «Голос» (16 февраля 1869 года) в пику Кюи подчеркнула даже то обстоятельство, что на премьере «Ратклифа» присутствовало много молодежи и не было обычных завсегдатаев Мариинского театра. Иронизируя над спектаклем, автор этой корреспонденции полагал, что отсутствие постоянных меломанов якобы свидетельствовало об отсутствии интереса к опере.
Что только не ставилось в вину композитору! В «Петербургском листке» от 16 февраля 1869 года отмечалось и стремление к оригинальности с «помощью самых странных приемов, идущих в совершенный разлад с усвоенными нами понятиями о гармонии», и отсутствие арий и дуэтов, и бедность мелодического развития. Правда, в этой рецензии, опубликованной несмотря на негативную . оценку оперы в целом, все-таки содержится, хотя и с некоторыми оговорками, верное замечание: «Положительное достоинство „Ратклифа» выражается в музыкальной правде, то есть в полном согласии музыкальных мыслей с драматическим действием…»

 

Статьи

<