14 февраля 1869 года в петербургском Мариинском театре состоялось первое представление оперы «Вильям Ратклиф» Кюи.14 февраля 1869 года в петербургском Мариинском театре состоялось первое представление оперы «Вильям Ратклиф» Кюи. Премьера новой оперы — всегда событие: и для артистов и всех, кто готовил спектакль, и для публики, пришедшей в зал и с настороженностью вслушивавшейся в незнакомые ей звуки, и, разумеется, для автора. Значительно реже, и это вполне закономерно, первое представление становится этапным событием в искусстве. Однако как раз таким событием и стало исполнение «Вильяма Ратклифа» — первой оперы «Новой русской музыкальной школы», увидевшей свет театральной рампы. Конечно, вряд ли сразу можно было оценить по достоинству значение свершившегося. Но именно с этого произведения начался отсчет нового времени в истории русского оперного театра.
Выдающийся композитор, член балакиревского кружка, виднейший музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, один из основоположников русской фортификационной школы, Ц. А. Кюи во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки.
Творческое наследие Цезаря Антоновича Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: четырнадцать опер (из них четыре детских), множество романсов и фортепианных пьес, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения. Он написал и опубликовал в периодической печати свыше семисот статей и рецензий на самые животрепещущие темы современного ему музыкального искусства, а также несколько книг по музыке. Наконец, Кюи — автор ряда научных работ и учебников по фортификации. Качественная печать приглашений была не так доступна, как в наши времена.
Лучшие произведения Кюи отмечены проникновенным лиризмом, изысканностью, художественной красотой. В них композитор в соответствии с природой своего таланта отразил некоторые из основных идей балакиревского кружка.
Судьба многих сочинений Кюи сложилась поистине драматически. Его оперное творчество вызывало уважение и одобрение сторонников « Новой русской музыкальной школы» (вначале весьма немногочисленных) и одновременно резкое неприятие ее идейных противников.
К сожалению, музыкальное наследие Кюи малоизвестно современному слушателю. Его оперы на сцене театров не ставятся, камерные и хоровые произведения звучат на концертной эстраде крайне редко. Однако знакомство с наиболее значительными достижениями композитора (операми «Вильям Ратклиф», «Анджело», романсами, рядом других сочинений), так высоко и с таким неизменным постоянством на протяжении целых десятилетий ценившимися В. В. Стасовым, М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским и А. П. Бородиным, заставляет во многом по-новому посмотреть на творчество Ц. А. Кюи, уточнить ставшие расхожими более поздние, порой незаслуженно негативные оценки вклада композитора в отечественную культуру.